RSS

Развивающие игры

28.04.2015

На логопедических занятиях в Отделении ранней профилактики семейного неблагополучия ГБУ ЦСПС и Д «Журавушка» используются компьютерные развивающие игры, которые предназначены для индивидуальной коррекционной работы.

Главным положительным результатом применения компьютерных развивающих игр является снижение перегрузки и утомляемости детей на занятиях.

Игровые занятия помогают интересно и качественно провести логопедическую работу с ребенком.

Леонова Г.

В рамках комплексного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная программа предлагает модули, объединённые в четыре блока:

- Звукопроизношение

- Просодика

- Фонематика

- Лексика

Компьютерная программа “Игры для Тигры” разработана в 2004 году на базе УГПУ (автор-Л.Р.Лизунова).Компьютерная программа предназначена для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы «Игры для Тигры» встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребёнка. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а весёлый герой Тигренок, который объясняет ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, даёт итоговую и промежуточную оценку выполненного действия. В рамках комплексного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная программа предлагает модули, объединённые в четыре блока:

- Звукопроизношение

- Просодика

- Фонематика

- Лексика

Названия блоков соответствуют частям Страны Звуков и Слов, карта которой представляет главное меню программы.

В 2008 году, на базе Института современных образовательных технологий РГУ им И. Канта, был разработан программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе«Учимся с Логошей». Программное обеспечение включает 11 компьютерных игр, 570 упражнений для развития лексико-грамматичекого сторя речи, совершенствования фонематического анализа и синтеза. Программа работает в двух режимах проведения занятий: автоматический, по заранее заложенной программе, и авторской, с составлением программы занятия; при необходимости можно заниматься вдвоём ( с товарищем, родителем, компьютером). Данный программно- методический комплекс успешно апробируется на базе ГДОУ.

На логопедических занятиях используются компьютерные развивающие игры на

CD, DVD дисках : - «Гарфилд и его друзья», « Весёлая азбука», « Волшебный букварь», «Весёлая азбука Кирилла и Мефодия», « Как баба- яга училась читать», «Изучаем буквы»,и т.д. Эти диски используются на занятиях по обучению грамоте. Главным положительным результатом применения компьютерных развивающих игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей – логопатов, которые являются постоянными спутниками при обучении по традиционной методике.

- «Флора и фауна», «Дракоша в мире птиц», «Естествознание для детей», « Энциклопедия для детей Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия» и т.д. помогают интересно и качественно провести логопедические занятия, организовать празднично – игровые занятия. Удивление, окрылённость, азарт детей , любопытство в глазах- вот, что хотелось увидеть на занятиях. И это счастливое время пришло. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становится полезным – это мёртвый груз.

Заучивание и произнесение скороговорок как одной из форм русского потешного фольклора является едва ли не самым интересным занятием для ребенка. Желание детей применять формы языка. хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в то же время такие, которыми непросто овладеть, особенно часто наблюдается в возрасте 2 до 6 лет. Эта потребность может быть удовлетворена использованием скороговорок.(Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом).По мнению Е.И.Тихеевой. «Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же яс языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем случае не надоедать».

Таким образом использование скороговорок полезно как для совершенствования речи детей с нормальным речевым развитием, так и для коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Произнесение и заучивание скороговорок вызывает значительные трудности у детей – логопатов. Это в первую очередь связано с несовершенством функционирования их артикуляционного аппарата, бедностью словарного запаса, непониманием смысла слов в произносимых фразах (особенно в ускоренном темпе), с нарушением фонематических процессов (главным образом, анализа и синтеза).

Благодаря использованию скороговорок успешнее решаются важные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи, а именно:

*формирование общеречевых умений и навыков путем совершенствования артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;

*совершенствование фонетической стороны речи путем коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков, исправления дефектов звуконаполняемости и слоговой структуры слов, формирования просодической стороны речи;

*обогащение и актуализация словаря;

*развитие памяти, слухового внимания и сукцессивных функций;

*развитие фонематических процессов;

*профилактика нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте;

*приобщение ребенка к истокам русской народной культуры.

Следует отметить, что использование скороговорок эффективно в тех случаях, артикуляторные расстройства имеют первичную моторную природу. Это в основном варианты моторной дислалии ( механической и функциональной), «стертая» форма дизартрии, а так же возрастные нарушения звукопроизношения Проговаривание скороговорок полезно и детям, имеющим другие формы речевой патологии. Прием проговаривания скороговорок :

*произнесение скороговорок должно быть на плавном длительном выдохе;

*исключается быстрое проговаривание речевого материала (ребенку дается инструкция: «Говори плавно, медленно, понятно»).

Затруднения в проговаривании скороговорок могут служить для специалистов диагностическим критерием в ходе логопедического обследования ребенка. С этой целью старшему дошкольнику предлагается повторить две группы скороговорок:

1.Содержащих наиболее трудные для произношения звуки (У Сени и Сани в сетях сом с усами. У елки иголки колки.)

2.Создающих повышенную нагрузку на переключательные способности артикуляционного аппарата (Купи кипу пик. Сыворотка из-под простокваши. Ткет ткач ткани на платки Тане).

Зная, какие скороговорки вызывают у ребенка наибольшие трудности, можно судить о том, какие церебральные системы страдают в большей степени: премоторные (больше нарушено переключение) или кинестетические (дефектное произношение сложных звуков).

В связи с тем, что скороговорки являются наиболее сложным для проговаривания в фонетико- фонматическом плане речевым материалом, перед их использованием целесообразно провести подготовительную работу.

Заучивание и произнесение скороговорок как одной из форм русского потешного фольклора является едва ли не самым интересным занятием для ребенка. Желание детей применять формы языка. хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в то же время такие, которыми непросто овладеть, особенно часто наблюдается в возрасте 2 до 6 лет. Эта потребность может быть удовлетворена использованием скороговорок.(Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом).По мнению Е.И.Тихеевой. «Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же яс языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем случае не надоедать».

Таким образом использование скороговорок полезно как для совершенствования речи детей с нормальным речевым развитием, так и для коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Произнесение и заучивание скороговорок вызывает значительные трудности у детей – логопатов. Это в первую очередь связано с несовершенством функционирования их артикуляционного аппарата, бедностью словарного запаса, непониманием смысла слов в произносимых фразах (особенно в ускоренном темпе), с нарушением фонематических процессов (главным образом, анализа и синтеза).

Благодаря использованию скороговорок успешнее решаются важные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи, а именно:

*формирование общеречевых умений и навыков путем совершенствования артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;

*совершенствование фонетической стороны речи путем коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков, исправления дефектов звуконаполняемости и слоговой структуры слов, формирования просодической стороны речи;

*обогащение и актуализация словаря;

*развитие памяти, слухового внимания и сукцессивных функций;

*развитие фонематических процессов;

*профилактика нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте;

*приобщение ребенка к истокам русской народной культуры.

Следует отметить, что использование скороговорок эффективно в тех случаях, артикуляторные расстройства имеют первичную моторную природу. Это в основном варианты моторной дислалии ( механической и функциональной), «стертая» форма дизартрии, а так же возрастные нарушения звукопроизношения Проговаривание скороговорок полезно и детям, имеющим другие формы речевой патологии. Прием проговаривания скороговорок :

*произнесение скороговорок должно быть на плавном длительном выдохе;

*исключается быстрое проговаривание речевого материала (ребенку дается инструкция: «Говори плавно, медленно, понятно»).

Затруднения в проговаривании скороговорок могут служить для специалистов диагностическим критерием в ходе логопедического обследования ребенка. С этой целью старшему дошкольнику предлагается повторить две группы скороговорок:

1.Содержащих наиболее трудные для произношения звуки (У Сени и Сани в сетях сом с усами. У елки иголки колки.)

2.Создающих повышенную нагрузку на переключательные способности артикуляционного аппарата (Купи кипу пик. Сыворотка из-под простокваши. Ткет ткач ткани на платки Тане).

Зная, какие скороговорки вызывают у ребенка наибольшие трудности, можно судить о том, какие церебральные системы страдают в большей степени: премоторные (больше нарушено переключение) или кинестетические (дефектное произношение сложных звуков).

В связи с тем, что скороговорки являются наиболее сложным для проговаривания в фонетико- фонматическом плане речевым материалом, перед их использованием целесообразно провести подготовительную работу.  

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати